РЕЗОЛЮЦИЯ VII Международного общественно-культурного Форума «Живая традиция»

1-4 ноября 2012 года в Москве прошел VII Международный общественно-культурный форум «Живая традиция», организованный Общероссийской общественной организацией «Российский фольклорный союз». В Форуме участвовали представители 23 регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Абхазия, Казахстан, Литва, Латвия, Франция): ученые, государственные и общественные деятели, представители Русской православной церкви, писатели, журналисты, фольклорные коллективы.

В рамках Форума 2 ноября 2012 года состоялись Общественные слушания по теме «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства» с участием Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ.

На слушаниях были подведены итоги работы Форума, намечена необходимость взаимодействия в сфере традиционной народной культуры общественного культурно-патриотического движения с государством.

Форум признал, что народная традиционная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека.

Участники Форума пришли к согласованным выводам о том, что:

— традиционная народная культура и фольклор, как ее духовно-ценностная составляющая, являются глубинной основой всего многообразия видов, форм, направлений культуры национально-государственного типа, выражают народное самосознание, на основе преемственности культурной традиции удерживают важнейшие начала и стороны духовного и исторического опыта народов;

— развиваясь в течение многих веков, культурные традиции естественно и безупречно выполняют функцию адаптации национальной культуры к жизни общества и адаптации человека к национальной государственности;

 — традиционные культуры народов России находятся в неразрывном единстве с их вероисповеданиями; нераздельность традиционных культур и верований определяет духовную составляющую общества и каждого человека, формирует присущие народам России нравственные нормы и высокие идеалы;

— в современных условиях развития глобализационных процессов возрастает стратегическое значение традиционной культуры для сохранения национально-государственного суверенитета.

Участники  Форума считают, что традиционные культуры народов России:

— не сводимы только к сфере художественного творчества, но и располагают продуктивным потенциалом для решения социальных и экономических проблем;

— определяют личностную и государственную самоидентификацию граждан России, не позволяют переформатировать структуру самосознания народа, размыть в нем принцип национального суверенитета;

— формируют положительный имидж государства как внутри него, так и за его пределами.

На Форуме было отмечено, что в настоящее время возникла уникальная ситуация для сохранения и включения в современную общественно-государственную жизнь традиций народной культуры:

— сложившиеся научные школы в области народоведения накопили богатый научный потенциал;

— сохранились очаги народных традиций, еще имеется возможность непосредственного обращения к носителям аутентичной традиционной культуры;

— фактически все регионы России охватило культурно-патриотическое общественное движение, объединяющее в своих рядах деятелей культуры, науки и искусства, представителей органов власти и управления, организаций науки, культуры и образования, творческих коллективов, Церкви, бизнеса;

— культурно-патриотическое движение, обладающее силой стихийного и массового проявления, выражается в огромном спектре созидательных инициатив, находит пути преодоления опасной зоны культурной, морально-нравственной, патриотической деградации; его продуктивность достигается единым подходом к народной традиционной культуре как целостному явлению в современной национальной культуре, который формируют Общероссийская общественная организация «Российский фольклорный союз» и Культурно-просветительская Инициатива «ПоходЪ», другие общественные организации и движения.

Участники Форума признали, чтоограниченные ресурсные возможности культурно-патриотического движения, отсутствие поддержки со стороны органов государственной власти вызвали ответную незаинтересованность в представлении и широком распространении того мощного общественно-государственного созидательного потенциала, которым располагают традиционные культуры народов России. В связи с этим, подавляющее большинство успешных этнокультурных проектов носит прецедентный характер; они лишь демонстрируют возможности традиционной народной культуры, указывают пути решения проблем общественной и государственной жизни.

Участники Форума выразили озабоченность:

— состоянием дел в сфере государственной поддержки традиционных культур народов России;

— отсутствием закреплённой в Федеральном законодательстве единой, чётко и внятно сформулированной государственной политики по отношению к традиционным культурам народов России;

— смешением в Федеральном законодательстве через понятие «местное традиционное народное художественное творчество» всех имеющихся в культурном пространстве направлений, видов и форм художественной культуры, сужением и вытеснением из социально-культурного пространства базовой народной традиционной культуры, подмене её национально не определёнными формами художественной самодеятельности;

— отнесением традиционной культуры и фольклора к сфере «обслуживающей деятельности», введением её в индустрию развлечений, в связи с чем не только нарушаются основные положения Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 17 октября, 2003 г.) и, к сожалению, не ратифицированной до сих пор в нашей стране; но и, по сути, прерывается духовная, культурная и историческая преемственность, без которой немыслимо полноценное существование личности, общества, народов и государства;

— недостаточностью усилий отдельных министерств и ведомств, решающих собственные локальные задачи, для придания культурно-патриотическому движению организованных форм и направления его в русло государственного строительства.

 От имени культурно-патриотического движения России Форум считает необходимым рекомендовать органам государственной власти:

 — выработать единую Федеральную государственную политику по отношению к традиционным культурам народов России с закреплением ее в Федеральном Законе «О государственной политике в сфере народной традиционной культуры народов России»

— включить деятельность в сфере традиционной культуры отдельным разделом в разрабатываемый в настоящее время Закон о культуре;

— в силу непреходящего значения традиционных культур народов России для мировой культуры, ратифицировать Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, принятую ЮНЕСКО 17.10.2003 г.;

 — сформировать Федеральную и региональные целевые Программы сохранения и поддержки традиционных культур народов России с учетом интересов и возможностей как государственных, так и общественных структур: академических научных фонограммархивов и вузовских подразделений, хранящих документальные фонды аудио-, видео-, рукописных материалов, отражающих культурные традиции народов; отделений и факультетов в вузах, работающих по программам подготовки специалистов в сфере народоведения; научно-исследовательских, учебных и творческих коллективов, составляющих основу культурно-патриотического фольклорного движения;

— субъектам РФ выявить и оказать содействие широкому распространению успешных этнокультурных проектов вне зависимости от их государственного или общественного статуса, организовать мониторинг состояния традиционной народной культуры во всех российских регионах с последующей разработкой стратегий и конкретных мер использования этнокультурного потенциала в социально-экономическом развитии регионов;

— создать систему непрерывного образования в сфере традиционной народной культуры: разработать и утвердить государственные стандарты, открыть в средних и высших учебных заведениях специализированные структуры (отделения, кафедры), создать разветвленную сеть детских учреждений традиционной народной культуры в сфере дополнительного образования;

— развернуть и законодательно закрепить политику системного представления традиционных культур народов России в центральных и региональных СМИ.

Особенно остро стоит вопрос о придании государственного статуса собраниям документальных материалов по народной традиционной культуре (фондам и коллекциям фольклорно-этнографических материалов). Материалы, находящиеся на хранении как в организациях науки, культуры и образования,  так и в частных коллекциях, имеют важное, ничем не заменимое духовно-мировоззренческое и историко-культурное значение. Учитывая стратегическую значимость традиционных культур, в целях страхования от утраты документальных материалов, отражающих национальные культурные традиции, скорейшего включения их в научный и культурный оборот крайне необходимо:

— учесть фонды и коллекции в специальном разделе формируемого в настоящее время Минкультуры России Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

— выделить по программам или грантам целевые средства на обеспечение сохранности и широкого доступа к имеющимся фондам и коллекциям: реставрацию, научное описание, оцифровку материалов.

 Участники Форума приняли решение обнародовать настоящую резолюции в СМИ, довести её до органов государственной власти РФ и субъектов РФ, выразили надежду на ответные шаги государственной власти в сторону общественных культурно-патриотических инициатив, на понимание значения традиционных культур в вопросах национальной безопасности страны.

 Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и сохранению

историко-культурного наследия            П. А. ПОЖИГАЙЛО

Председатель Правления Российского фольклорного союза Н. Н. ГИЛЯРОВА