Автор  - Кулева С. Р. канд. искусствоведения, науч. сотрудник Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.

Доклад был прочитан на расширенном областном педагогическом совещании работников культуры и образования "Роль межведомственного взаимодействия учреждений культуры и образования в вопросах воспитания и обучения несовершеннолетних: опыт работы Кадуйского районного центра народной традиционной культуры и ремесел", которое состоялось в п. Кадуй  Вологодской области 6 сентября 2011 года.
==============

Традиционная народная культура – основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В традиционной народной культуре аккумулировался опыт практической и духовной деятельности многих поколений народа. Не поддаётся никакому сомнению, что именно через освоение её форм и содержания у человека формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений – семейных, общинных, трудовых и др.  Известно, что  сохранение форм и содержания традиционной народной культуры – залог нормального духовного развития общества и, в первую очередь, залог формирования здорового, как с духовной, так и с физической точки зрения, подрастающего поколения – детей, подростков, молодёжи. Это положение уже не требует доказательств, оно является общепризнанным.

Обсуждение методов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является в контексте данного совещания одной из наиболее актуальных и важных тем. Рост правонарушений среди детей и молодёжи – проблема, требующая комплексного участия в её решении и представителей органов внутренних дел, и специалистов в сфере культуры и образования, и социологов, и родителей. Учёные считают одной из наиболее объективных причин роста детской преступности утрату российским обществом системы социального контроля над процессом становления подрастающего поколения. По мнению доктора социологических наук А. А. Щегорцова, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации теряют свое значение, а на смену им, кроме “института улицы и подворотни”, ничего не приходит. В результате процесс социализации подростков приобретает все более негативный характер, несовершеннолетние испытывают в настоящее время, с одной стороны, духовный «голод» и, с другой стороны, прессинг криминального мира и его ценностей.
Между тем системное включение форм и содержания традиционной народной культуры в современный социокультурный и образовательный процесс позволяет создавать комфортные и оптимальные для благополучной социализации детей и подростков условия, которые позволяют противостоять росту детских правонарушений. На каждом из этих условий я кратко остановлюсь.

Примеры, на которые я буду опираться в докладе, иллюстрируют положительный опыт взаимодействия учреждений культуры, образования, органов милиции, поселковой администрации в рабочем посёлке Хохлово Кадуйского района. Однако, естественно, что это не единственный в Вологодской области опыт деятельности по сохранению и восстановлению традиций народной культуры. Прекрасно работают и взаимодействуют с учреждениями образования центры традиционной народной культуры в с. Сизьма Шекснинского района, с. Воскресенское Череповецкого района, Нюсксенский ЦНТК, этнокультурный центр в д. Пожарище Нюксенского района, Верховажский, Никольский, Харовский и другие ЦНТК. С 1999 по 2003 годы на базе Хохловской школы проводился эксперимент по введению основ этнической культуры в образовательный и воспитательный процессы. В его реализации наряду с преподавателями школы участвовали сотрудники Кадуйского ЦНТК, научным руководителем являлся заведующий отделом традиционной народной культуры Алексей Викторович Кулев. Методические наработки и материалы опубликованы в 2005 г. Ярославским государственным педагогическим университетом. В 2003 году эксперимент был завершён. Однако наработки, полученные школой в ходе его реализации, позволили и в последующие годы сохранять высокие результаты работы.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ
Комплексное погружение детей в мир традиционной народной культуры обеспечивает восприятие и постижение детьми системы морально-нравственных норм и ценностей, норм поведения в обществе, правил взаимоотношений между людьми и др. Важно, что этот процесс происходит в наиболее естественной и доступной для ребёнка художественно-творческой, игровой форме. В игре  ребенок проживает самые разные роли – и это тот необходимый социальный опыт, который  обязательно пригодится ему во взрослой жизни.

Уровень духовно-нравственного развития ребёнка, вероятно, самый сложный для диагностики. Однако педагоги, специалисты, занимающиеся в сфере традиционной народной культуры, на протяжении многих лет ищут возможности отследить результаты своей работы в этом направлении. Известны некоторые результаты диагностики уровня сформированности системы духовно-нравственных ценностей, проводившейся в разное время педагогами Хохловской средней школы и сотрудниками Кадуйского ЦНТК, а также вологодскими, череповецкими педагогами.  Исследования проводились в группах детей, системно осваивающих содержание традиционной культуры, и в контрольных группах, где дети не занимаются освоением традиционной культуры. Результаты показали, что для детей, в течение нескольких лет воспитывавшихся на основе традиций народной культуры, приоритетными являются духовно-нравственные ценности, такие как дружба, доброта, честь и достоинство, любовь к родине, уважение к старшим. В то же время дети в контрольных группах среди приоритетных выделяли материальные современные ценности, такие как деньги, престижная работа, хорошая квартира, «крутая» машина, вкусная пища, модные вещи. Причём, с возрастом у детей первой группы средний показатель выбора духовно-нравственных ценностей возрастает, а у детей контрольных групп напротив – средний показатель выбора духовно-нравственных ценностей с возрастом падает. Так, например, любовь к Родине как ценность, имеющую важное значение в жизни, в младшей возрастной группе детей, занимающихся ТНК, назвали 80%, в средней – 83,3%, в старшей – 85,7%, а в контрольных группах 66,6% в младшей группе, 58,3% - в средней и всего 18,75% детей в старшей возрастной группе считают любовь к Родине жизненным приоритетом. Так же пропорционально увеличивается количество детей в группах детей, выбравших своим приоритетом уважением к старшим от 30% в младшей группе до 71 – 75 % в средней и старшей группах. В контрольных же группах, напротив, процент детей, считающих уважение к старшим приоритетным, с возрастом уменьшается – от 40% в младшей до 12,5% в старшей группах. Если в старшей возрастной группе детей, занимающихся ТНК, всего 14,2% детей считают деньги важной жизненной ценностью, то в контрольной группе это 56, 25%. Если в контрольной группе модные вещи являются жизненным приоритетом для 62,5% детей старшего возраста, то в группе детей, занимающихся ТНК, никто не назвал их среди жизненных ценностей.

Преподаватели Хохловской общеобразовательной школы считают главным результатом деятельности по введению содержания этнической культуры в образовательный процесс даже не улучшение успеваемости (об этом речь пойдёт позже), а системный рост количества детей, у которых сформирована нравственная направленность. По данным мониторинга, в период с 1995 по 2003 годы (период подготовки и активной реализации образовательного эксперимента) этот показатель вырос с 36% до 67%.

Деятельность по освоению ТНК способствует восстановлению и укреплению преемственных связей. Опыт многих фольклорных коллективов свидетельствует о том, что дети, занимающиеся освоением традиций народной культуры, становятся звеном, объединяющим на духовной основе разные поколения современной семьи. Активизированный интерес детей к своим корням, к родословной, семейным традициям и желание их сохранить способствуют восстановлению внутрисемейных преемственных связей между детьми и представителями старшего поколения. Часто дети становятся проводниками знаний и навыков традиционной культуры в своей семье, они охотно делятся полученной информацией, востребованной в современной культурной и бытовой жизни, сами учат своих родителей тем или иным умениям. Таким образом, взрослое поколение (родители), в силу исторических условий полностью оторванное от культурных этнических традиций, через собственных детей приобщается и осваивает духовное и материальное наследие национальной культуры.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Ещё одним условием благополучной социализации ребёнка является обеспечение высокого качества реализации образовательного процесса. Функционирование на территории посёлка Хохлово культурно-образовательного комплекса: детский сад – школа – Дом культуры – Центр традиционной народной культуры и ремёсел позволило за последние несколько лет добиться значительных успехов в сфере общего образования детей.

Так, педагоги школы отмечают, что за 35 лет деятельности Хохловской школы первые выпускники-медалисты появились в 1996-1997 учебном году, по прошествии двух лет включения праздников народного календаря в планирование воспитательной работы школы. А в период активной фазы образовательного эксперимента только за четыре года выпускниками школы были получены 11 медалей. Уровень успеваемости  по графикам возрос с 98,7 % в 1999 году до 100 % стабильно в период с 2005 по 2010 годы. В годы реализации образовательного эксперимента стабильно увеличивалось количество выпускников школы, поступивших в ВУЗы.

Педагоги диагностировали также рост показателей таких личностных качеств учеников, как коллективность, коммуникабельность, инициативность, активное отношение к общественно-политической жизни, трудолюбие, внимательное отношение к людям и др.

Отдельное внимание в Хохловской школе уделяется развитию интеллектуальных способностей детей – развитие креативности мышления, обучение управлению своей интеллектуальной деятельностью осуществляется через развитие активного воображения и образного мышления. В этом педагогам помогает обращение к наследию традиционной народной культуры. Преподавателем курса народоведения О. Э. Сорокиной проводилась диагностика степени развитости воображения. Оказалось, что в классах, где занимаются изучением и освоением традиционной культуры, процент учащихся с высокоразвитым уровнем активного воображения достаточно большой и в течение нескольких лет увеличивается (за три года с 68% до 70, 5%). В то же время в контрольных группах детей, не изучающих предмет народоведение, процент детей с высокоразвитым уровнем воображения намного ниже (от 15% до 25%). Процент детей с малоразвитым воображением в Хохловской школе составляет не более 5%, а в контрольных группах до 24% детей  имеют малоразвитое воображение.

Педагоги считают, что эти результаты образовательного и воспитательного процессов стали возможны благодаря комплексной экспериментальной работе школы – ведение учебного курса «Основы народной культуры», включение содержания ТНК в другие учебные курсы (литература, история, трудовое обучение, музыка, природоведение и др.), ведение факультативных учебных курсов по разным направлениям традиционной народной культуры, активное ведение внеклассной деятельности – организация и проведение фольклорных фестивалей, праздников, встреч с народными исполнителями, фольклорно-этнографических экспедиций.

Также есть данные о повышении квалификационного уровня педагогического состава Хохловской школы. За время работы школы над экспериментом по использованию содержания этнической культуры в педагогическом процессе количество учителей, имеющих I квалификационную категорию, увеличилось с 6 до 24 человек (из 35 педагогов), высшую категорию получили 4 преподавателя. Многие учителя за это время создали авторские программы и защитили их.

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Процесс воспитания и образования детей и молодёжи на основе традиционной народной культуры способствует формированию у них высокого порога сопротивляемости пагубным воздействиям современной социальной среды. Опыт педагогов Вологодской области и других регионов России, в том числе таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, позволяет констатировать, что в среде детей и молодёжи, занимающихся традиционной народной культурой, отсутствуют детские правонарушения, алкогольная и наркотическая зависимость.

В то же время в прессе всё чаще встречаются сообщения о случаях ранних суицидов среди школьников, факты наркотической и алкогольной зависимости среди подростков, агрессивное поведение молодёжи по отношению к представителям других национальностей. Не надо далеко ходить за примером – в одном из последних номеров газеты «Премьер» (№ 34 от 23 августа 2011 года) со ссылкой на Управление ФСКН России по Вологодской области приводится факт изъятия наркотиков, приготовленных для распространения на фестивале электронной музыки, что в принципе исключено на фольклорном фестивале.

По мнению представителей общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз», с этими проблемами, угрожающими здоровью нации, может помочь справиться именно комплексное обучение и воспитание детей на основе традиционной народной культуры.

Освоение детьми основ традиционной народной культуры позволяет преодолевать и сверхактуальные для современного общества проблемы межэтнического общения. Педагог Санкт-Петербургской средней общеобразовательной школы № 443 Н. И. Заболотская свидетельствует, что включение в образовательную и воспитательную систему школы направления по подготовке и проведению праздников народного календаря является одной из наиболее эффективных форм по преодолению возникающих между детьми разных национальностей коммуникационных и культурных барьеров. Совместная игровая, творческая, художественная деятельность на основе народных традиций инициирует возникновение диалоговых форм общения между детьми разных этнических культур, способствует процессу их интеграции, взаимопонимания.

Есть статистические данные о том, что за время активной совместной деятельности специалистов центра традиционной народной культуры и общеобразовательной школы в посёлке Хохлово наблюдаются: резкое снижение преступности, уменьшение количества детских правонарушений и постановок на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. Так, за период с 2005 по 2010 годы общее количество преступлений в посёлке Хохлово снизилось с 39 (в 2005 году) до 13 (в 2010 году). Количество правонарушений среди детей и подростков и постановок на учёт в 2010 году сведено к нулю, так же, как и количество несовершеннолетних, злоупотреблявших спиртными напитками. Не следует забывать о том, что речь идёт о рабочем посёлке, который отличается, по признанию самих учителей, достаточно сложным контингентом учащихся - большую часть учеников составляют дети из семей рабочих, в том числе значительная часть детей из неполных, малообеспеченных, социально опасных семей.  

ЗДОРОВЬЕ
Отдельно хочется затронуть и тему физического здоровья детей, занимающихся традиционной народной культурой. Специальной диагностикой в этом направлении никто не занимался. Однако педагоги Хохловской школы на основе анализа посещаемости детей, проводимого по классным журналам, отмечают, что в период введения в школе образовательной программы «Основы народной культуры» и в период активного действия образовательного эксперимента (с 1999 по 2003 годы) состояние здоровья детей улучшалось – дети стали меньше болеть, реже пропускать учебные занятия. Даже в сезонные периоды эпидемий гриппа, когда во всех школах резко увеличивается количество заболевших детей, учителя Хохловской школы отмечали низкий процент заболеваемости среди учеников. Так, например, традиционно проводимый в Хохлово Сретенский фестиваль приходится на середину февраля, и коллективы детей из других школ Кадуйского района, вынуждены были  отменять свои поездки в связи с эпидемией, которая приходилась как раз на это время, в то время как такая проблема в Хохловской школе отсутствовала.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что благодаря действию областной целевой программы «Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области» на территории Вологодской области была сохранена и развита сеть специализированных учреждений культуры (ЦНТК), деятельность многих учреждений была перенаправлена в сферу традиционной народной культуры, таким образом, была сформирована система деятельности по сохранению и развитию традиционной народной культуры. Однако все позитивные наработки и инициативы, разработанные в результате действия областной целевой программы, к сожалению, были и остаются единичными прецедентами на уровне Вологодской области. Комплексная работа, ведущаяся Кадуйским ЦНТК совместно со школой, а также рядом учреждений культуры и образования Вологодской области – это деятельность, так и не получившая широкого повсеместного распространения на территории области. Возможно, это связано с отсутствием учреждения (комиссии, совета), координирующего деятельность в сфере традиционной народной культуры между разными ведомствами (культура, образование, высшее образование, молодёжная политика, социальная поддержка детей и семей, здравоохранение, туризм, служба занятости и др.).

В Вологодской области вся работа по традиционной народной культуре, которая велась и ведётся комплексно, конструктивно и грамотно, основана на материалах экспедиционных фольклорно-этнографических коллекций. Такие коллекции есть в районах области – в ЦНТК, домах культуры, школах, есть Централизованный фонд фольклорно-этнографических материалов Вологодской области, который находится в ОНМЦК и ПК, уникальное собрание фольклорно-этнографических материалов есть в педагогическом университете. Все, без исключения, коллекции не просто уникальны, так как представляют собой собрание духовных и материальных памятников культуры, но и имеют огромную актуальную практическую значимость. Однако необходимо констатировать, что оптимальные условия для их хранения и разработки отсутствуют как в районах, так и в областном центре. Многие коллекции размещаются в аварийных зданиях, не имеют необходимых площадей для хранения, а также оборудования и специалистов для их обработки и систематизации, и находятся под угрозой утраты. К примеру, уникальные материалы, собранные в течение многих лет сотрудниками Кадуйского ЦНТК, материалы, на которых воспитаны и обучены уже несколько поколений выпускников Хохловской школы, хранятся в аварийном здании Хохловского Дома культуры.

Отнюдь не единичным является факт расформирования коллекции этнографических экспонатов, произошедший не так давно в одной из кадуйских школ. При этом ряд экспонатов был утрачен. К сожалению, в силу нормативно-правовой незащищенности школьных и других коллекций (в том числе коллекций Домов культуры), такая печальная судьба грозит многим из них. Считаю необходимым обратить внимание всех присутствующих на необходимость сохранения коллекций фольклорно-этнографических материалов и хочу подчеркнуть, что эта проблема требует пристального внимания со стороны представителей администраций муниципальных районов.

Многие факты свидетельствуют о том, что традиционная народная культура оказывает исключительно позитивное и системное воздействие на детей. При этом необходимо подчеркнуть, что освоение форм и содержания традиционной народной культуры доступно каждому без исключения ребёнку, а имеющиеся методические наработки в этом направлении позволяют педагогам заниматься воспитанием и развитием детей любого возраста. Мониторинг состояния и динамики социальной ситуации в Хохлово велся в течение нескольких лет деятелями-энтузиастами и является на данный момент уникальным для Вологодской области опытом диагностики взаимодействия учреждений культуры, образования, здравоохранения, органов милиции. Насколько нам известно, специальных исследований в этом направлении не проводилось, а они нужны, причем, с привлечением специалистов разных профилей, в том числе социологов, аналитиков.