1 ноября 2013 года, Общественная палата РФ

НАРОДНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

1-4 ноября 2013 года в Москве прошел VIII Международный общественно-культурный форум «Живая традиция», организованный Российским фольклорным союзом совместно в Общественной палатой РФ, Министерством культуры РФ, Государственным центром русского фольклора, АНО Центром народной культуры «Живая традиция». В Форуме участвовали представители 20 регионов России, стран ближнего зарубежья: ученые, государственные и общественные деятели, представители Русской православной церкви, писатели, журналисты, фольклорные коллективы.

В рамках Форума 1 ноября 2013 года состоялись Общественные слушания по теме «Народная традиционная культура: опыт взаимодействия общества и государства» совместно с Комиссией по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ.

На слушаниях была заявлена необходимость тесного взаимодействия общественного движения за сохранение традиций народной культуры с государством в деятельности по восстановлению этнокультурного пространства России.

Форум подтвердил, что традиционная народная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, до настоящего времени сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитой, ориентированной на традиционные культурные ценности личности.

Участники Форума пришли к согласованным выводам о том, что:

- традиционная народная культура и фольклор как ее духовно-ценностная составляющая являются глубинной основой всего многообразия видов, форм, направлений культуры современного общества, выражают народное самосознание, на основе преемственности удерживают важнейшие начала и стороны культурного и исторического опыта народов;

- традиционные культуры народов России находятся в неразрывном единстве с их вероисповеданиями; нераздельность традиционных культур и верований определяет духовную составляющую общества и каждого человека, формирует присущие народам России нравственные нормы и высокие идеалы;

- традиционная народная культура актуальна для общества вне зависимости от исторической эпохи, социального и экономического контекста его жизнедеятельности;

- средствами традиционной народной культуры решается широкий круг современных культурно-экологических образовательно-воспитательных, социально-экономических проблем, как в сельской местности, так и в городах;

 - в современных условиях развития глобализационных процессов возрастает стратегическое значение традиционной культуры для сохранения национально-государственного суверенитета.

Участники Форума считают, что культурные традиции народов России:

- не сводимы только к сфере художественного творчества, но и располагают продуктивным потенциалом при решении социальных и экономических проблем;

- определяют личностную, национальную и государственную идентичность граждан России, не позволяют переформатировать структуру самосознания народа, размыть в нем принцип национального суверенитета;

- являются одним из наиболее мощных и действенных средств преодоления негативных тенденций в социальной жизни, разрешения межэтнических конфликтов, формирования чувства патриотизма у подрастающих поколений, формирования  национальной и государственной идентичности.

- формируют положительный имидж государства как внутри него, так и за его пределами

На Форуме было отмечено, что в настоящее время возникла уникальная ситуация для сохранения и включения традиций народной культуры в современную общественно-государственную жизнь:

- сложившиеся научные школы в области фольклористики, этнографии, этномузыкологии накопили богатый научный потенциал;

- сохранились очаги народных традиций, до сих пор у общества имеется возможность непосредственного обращения к носителям аутентичной традиционной культуры;

- регионы России охватило общественное движение за сохранение традиций народной культуры, объединяющее в своих рядах деятелей культуры, науки и искусства, представителей органов власти и управления, организаций науки, культуры и образования, творческих коллективов, Церкви, бизнеса;

- общественное движение за сохранение традиций народной культуры, обладающее силой стихийного и массового проявления, выражается в огромном спектре созидательных инициатив, находит пути преодоления опасной зоны культурной и морально-нравственной деградации.

Участники Форума выразили удовлетворение:


- происходящими положительными изменениями в Министерстве культуры Российской Федерации по отношению к культурному наследию народов России;

- поддержкой Министерством культуры РФ аутентичного направления в современном воплощении фольклорных традиций;

- изменением направлений и содержания деятельности подведомственных Министерству культуры учреждений, нацеленностью их на практическое сохранение и восстановление культурных традиций народов РФ;

- тесным взаимодействием Министерства культуры РФ с Общероссийской общественной организацией «Российский фольклорный союз» в формировании этнокультурного пространства России.

Вместе с тем, участники Форума выразили обеспокоенность:

- отсутствием зафиксированной в Федеральном законодательстве государственной политики в области сохранения и восстановления традиционных культур народов России;

- смешением в Федеральном законодательстве через понятие «местное традиционное народное художественное творчество» всех имеющихся в культурном пространстве направлений, видов и форм художественной культуры, вытеснением из социально-культурного пространства базовой традиционной народной культуры, подмене её формами художественной самодеятельности;

-  грубым искажением в «Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг.» смысла ключевого понятия «хранители народных традиций», отнесением к основным хранителям народных традиций не людей – носителей культурных традиций, а учреждений культурно-досугового типа;

- подменой и искажением подлинных форм культурного наследия народов РФ через мероприятия системы клубно-досуговой самодеятельности, например, таких, как фестиваль «Вместе мы – Россия», проводимыми подведомственным Министерству культуры Государственным Российским домом народного творчества;

- отнесением традиционной культуры и фольклора к сфере «обслуживающей деятельности», введением её в индустрию развлечений;

- слабой востребованностью органами власти национальных культурных традиций в качестве стратегического ресурса социально-экономического развития территорий;

- критическим состоянием фольклорно-этнографических фондов, архивов, коллекций, относящихся к категории «нематериальное культурное наследие», что может привести к их расформированию и утрате; отсутствием условий (специального оборудования, квалифицированных специалистов) для хранения и разработки фольклорно-этнографических материалов, отсутствием нормативной и правовой защиты, обеспечивающей гарантированную сохранность и обеспечение доступа к материалам всем заинтересованным лицам;

- исключением с 2008 года из образовательных стандартов регионального этнокультурного компонента, отсутствием его в образовательных программах дошкольного, начального, среднего, среднего профессионального и высшего образования;

- слабым вовлечением учреждениями культуры и образования в сферу освоения региональных культурных традиций детей и молодежи; недостаточным обращением к выработанным фольклорным движением формам организации детского и молодежного досуга на основе народных традиций;

- перекосами в духовной жизни общества, вызванными заполнением этнокультурного пространства иноэтническим содержанием, сектантством, неоязычеством, которые через активную трансляцию агрессивных националистических идей и искаженного, не соответствующего духу традиционных российских конфессий, вносят раскол в российское патриотическое движение;

- недостаточностью усилий отдельных министерств и ведомств в формировании этнокультурного пространства России, приданию общественному культурно-патриотическому движению организованных форм и направления его в русло государственного строительства.

От имени культурно-патриотического движения России Форум считает необходимым рекомендовать органам государственной власти и управления:

- зафиксировать в разрабатываемом в настоящее время Федеральном Законе о культуре государственную политику в области сохранения и восстановления традиционной культуры в качестве базовой составляющей национальных культур народов России; закрепить государственную значимость деятельности в сфере традиционной народной культуры отдельным разделом Закона;

- в силу непреходящего значения традиционных культур народов России для мировой культуры, ратифицировать Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, принятую ЮНЕСКО 17.10.2003 г.;

- изменить направленность «Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг.» с первоочередной поддержки культурно-досуговых учреждений как основных хранителей народных традиций (п.2), специалистов учреждений культуры, коллективов народного творчества (п.5) на носителей, хранителей и преемников традиции, воспроизводящих культурное наследие в его подлинных формах;

- сформировать Федеральную и региональные целевые Программы сохранения и поддержки традиционных культур народов России с учетом интересов и возможностей как государственных, так и общественных структур: академических научных фонограммархивов и вузовских подразделений, хранящих документальные фонды фольклорно-этнографических материалов; отделений и факультетов в вузах, работающих по программам подготовки специалистов в сфере фольклористики, этнографии, других смежных с ними наук; научно-исследовательских, учебных и творческих коллективов, составляющих основу общественного движения за сохранение традиций народной культуры;

- выявить и оказать содействие широкому распространению успешных этнокультурных проектов вне зависимости от их государственного или общественного статуса, организовать мониторинг состояния традиционной народной культуры во всех российских регионах с последующей разработкой стратегий и конкретных мер использования этнокультурного потенциала в социально-экономическом развитии регионов;

- создать систему непрерывного образования в сфере традиционной народной культуры: разработать и утвердить государственные стандарты, открыть в средних и высших учебных заведениях специализированные структуры (отделения, кафедры), создать разветвленную сеть детских учреждений традиционной народной культуры в сфере дополнительного образования;

- оказать целевую поддержку существующим вузовским научным центрам, в осуществлении ими экспедиционной, исследовательской деятельности, обеспечении сохранности и страхования от утраты собранных ими документальных материалов по фольклору и этнографии;

- организовать комплекс научно-издательских, концертно-просветительских мероприятий, направленных на вывод в научный и культурный оборот материалов фольклорно-этнографических фондов и коллекций, на скорейшее включение их в научный и культурный оборот в качестве основы информационной безопасности государства; обеспечить бюджетную, грантовую и иную, не противоречащую действующему законодательству поддержку этих мероприятий;

- учесть фонды и коллекции в специальном разделе формируемого в настоящее время Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с перспективой создания Государственного фольклорно-этнографических фонда;

- развернуть политику системного представления традиционных культур народов России в центральных и региональных СМИ.

 Участники Форума приняли решение обнародовать настоящую Резолюцию в СМИ, довести её до органов государственной власти РФ и субъектов РФ, выразили надежду на ответные шаги государственной власти в сторону общественных культурно-патриотических инициатив, на понимание значения традиционных культур в вопросах национальной безопасности страны.

Председатель Комиссии

Общественной палаты

Российской Федерации

по культуре и сохранению

историко-культурного наследия                     П. А. ПОЖИГАЙЛО


Председатель Правления

Российского фольклорного союза                  Н. Н. ГИЛЯРОВА