Кулев А.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

(Доклад на Заседании Рабочей группы в Общественной Палате 27 апреля 2009 года)

Российское движение за сохранение традиционной народной культуры объединяет в настоящее время десятки и сотни тысяч участников. В его рядах деятели науки, культуры и искусства, представители органов власти и управления, организаций культуры и образования, церкви, бизнеса. Они объединены в общероссийскую общественную организацию «Российский фольклорный союз». Деятельность участников Российского фольклорного союза почти всегда носит инновационный характер, через возвращение общества к позитивным ценностям этнической культуры обеспечивает его динамичное развитие. Усилиями фольклорного союза на российских территориях изменяется и культурная, и социальная, и экономическая ситуация.

Примеры инициированных членами фольклорного союза положительных изменений в жизни общества многочисленны. Так, например, в Вологодской области, в неблагополучном во всех отношениях рабочем поселке Хохлово после того, как там началась работа на основании установок РФС, за пять лет уровень детских правонарушений упал до нуля, на фоне неблагополучной экологической ситуации начался рост показателей физического здоровья детей, а при всех издержках и недостатках сельского образования качество их знаний повысилось до уровня выпускников лучших городских школ. Сегодня для вологодских территорий, в которых ведется работа по возвращению в жизнь культурного наследия, поступление в ведущие вузы страны детей из периферийных школ стало уже не исключением, а правилом.

Только средствами традиционной культуры, без применения специальных государственных программ происходит комплексное преобразование социокультурного и экономического пространства.

Так, в селе Сизьма обычный сельский дом культуры, положивший в основу своей деятельности принципы российского фольклорного движения, без всякой государственной и муниципальной поддержки за четыре года развился в один из ведущих культурно-туристических и религиозных центров региона. Учреждение стало не только активным проводником в жизнь ценностей традиционной культуры, но и бюджетообразующей организацией сельского поселения. Усилиями Сиземского центра традиционной культуры восстановлена сельская церковь, построено несколько часовен, обустроен ряд почитаемых источников, создан историко-архитектурный музей. Ежегодно он принимает десятки тысяч туристов и паломников.

С помощью традиционной народной культуры не только в Вологодской области, но и в других регионах идет формирование активной социальной, политической и, в целом, жизненной позиции населения, осуществляется морально-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, восстанавливается инфраструктура сельских территорий, осуществляется реабилитация людей с ограниченными возможностями, решаются проблемы безработицы и многое другое.

Однако в государственных структурах и институциях, даже призванных решать задачу сохранения и возвращения в жизнь национального культурного наследия, продуктивная деятельность участников фольклорного движения носит в большей степени характер общественной инициативы. Результативность достигается чаще всего вопреки предъявляемым государством требованиям к их работе.

И если в Вологодской области, благодаря позиции региональных органов власти, ситуация несколько иная, то в целом по России реализуются две непересекающиеся стратегии в отношении к традиционной культуре. Одна, государственная, которая директивно проводится в жизнь в регионах. Она подкреплена всеми имеющимися у государства ресурсами, но, тем не менее, в силу своей идеологически и морально устаревшей концептуальной базы остается малоэффективной. Другая – динамичная и результативная, но ресурсно никак не обеспеченная общественная стратегия.

Складывается ощущение незаинтересованности федеральных государственных структур в тех положительных изменениях, которые происходят в жизни общества, благодаря возвращению в него традиционной народной культуры.

Отставание государства от общественной потребности обусловлено несколькими причинами:

Во-первых, несогласованностью действий различных государственных структур и институций, так или иначе включенных в решение проблем традиционной культуры. Нескоординированность действий ведет к крайне неоптимальному и нецелевому расходованию государственных интеллектуальных, материально-технических, финансовых ресурсов, которых хронически не хватает у общественного движения.

Результативность общественного движения достигается единым и, как можно судить на основании уже 20-летнего опыта, зарекомендовавшим свою состоятельность подходом к традиционной народной культуре как комплексному явлению и базовой составляющей современной национальной культуры, а также возможностями принятия оперативных решений, постоянной корректировки своих действий в связи с изменяющимися условиями.

Проблема согласования действий государства и общества может быть решена путем создания межведомственного координационного совета с включением в него представителей фольклорного союза. Многолетний опыт продуктивной деятельности организации, присутствие в ней специалистов самой различной направленности, охват организацией большинства российских регионов позволит проводить грамотную экспертизу и давать объективную оценку предпринимаемых государством действий.

Государственные программы и проекты, направленные на развитие социальной сферы, должны проходить обязательную общественную экспертизу и реализовываться под общественным контролем. Только в этом случае можно добиться их результативности и оптимального использования вложений, направляемых в сферу традиционной культуры – не только в государственные институции, но и в общественные инициативы.

Создание такого совета, как, собственно, и другие действия в отношении традиционной  культуры требуют разработки нормативно-правовой базы.

Сегодня у государства и общества отсутствует единое понимание традиционной народной культуры, что является одним из конфликтных факторов в их отношениях. В федеральном законодательстве нет понятия «традиционная народная культура». Понятие «местное традиционное народное художественное творчество», включенное в 133 ФЗ без расшифровки его содержания, санкционирует смешение всех имеющихся в современном культурном пространстве направлений, видов, форм художественной культуры и вытеснение из него материнской традиционной культуры, подмену ее инновационными формами индивидуального художественного творчества. А выделение из традиционной культуры только ее художественной составляющей ведет к игнорированию других ее сторон, разнообразного социального, педагогического, хозяйственного, экономического и другого опыта.

В Вологодской области эта проблема разрешена путем принятия регионального закона «О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области». Традиционная народная культура считается одним из приоритетов государственной культурной политики и одним из важных направлений  хозяйственно-экономического развития сельских территорий региона. В России и за рубежом хорошо известны проекты, которые выходят далеко за рамки сугубо художественной деятельности: «Вологодское масло», «Российский лен», «Российский лес», «Российские губернаторы в глубинке». Все они опираются на традиции народной культуры, которые одновременно являются их неотъемлемой частью. Выработанная и законодательно закрепленная политика в сфере традиционной народной культуры привела к созданию и реализации областных целевых программ, благодаря которым в регионе резко активизировалась деятельность по сохранению и восстановлению традиций народной культуры. В процесс, помимо различных общественных групп оказались включенными и региональные правительственные структуры, и муниципальные органы власти и управления, учреждения культуры, искусства и образования, службы социальной защиты и занятости населения, турбизнес, предприниматели.

На федеральном уровне внятная и законодательно закрепленная государственная политика в отношении традиционной народной культуры отсутствует, хотя именно в такой формулировке проблема рассматривалась на заседании Государственного совета РФ в феврале 2006 г.

Невыработанная и неоформленная федеральная политика фиксирует все предпринимаемые государством усилия на позициях уже во многом изжитой в других сферах жизни идеологии отрицания позитивного культурно-исторического опыта.

Эта идеология уже привела к нарастанию негативных тенденций и аномалий в современной социальной сфере, особенно в молодежной среде. Хорошо известно, что культура сыграла в этом далеко не последнюю, если не первостепенную роль. Еще Платон, разрабатывая идею построения идеального государства, предупреждал применительно к музыке, что введение ее новых видов грозит необратимыми негативными последствиями и для общества, и для государства. Сегодняшнее агрессивное вытеснение масс-культурой из нашего этнического пространства базовых национальных культур за последнее столетие уже привело к изменению типа жизнедеятельности с воспроизводящего на потребительский, к разрушению общественных связей, к направляемым и управляемым зарубежными технологами конфликтам между молодежными группировками, между обществом и властью, между различными этносами. На фоне общей информационной блокады традиционных культур народов нашей страны в СМИ, почти полного отсутствия подготовки специалистов в этой сфере, невозможности широкого внедрения в социокультурное пространство собранного и сохраненного наследия традиционной культуры, следующим этапом застойного отношения государства к традиционной культуре может стать размывание государственных устоев и полное разрушение самого российского государства.

Развивая тезис Платона, можно сказать, что традиционные культуры народов страны являются основой стратегической безопасности государства. При этом степень внимания и отношение органов власти к традиционной культуре как общественному явлению не соответствуют ее значимости для государства.

Функционирование народной культуры может проходить за счет общественной инициативы и не подлежит прямому государственному регулированию и управлению. Но государство, с одной стороны, должно не сдерживать, как это нередко происходит в настоящее время, а активизировать, поддерживать и защищать общественные инициативы, которые направлены на его укрепление. С другой стороны, оно обязано согласовывать с общественными движениями свои действия, ориентированные на развитие охватываемых этими движениями сфер общественной жизни.

В силу значения традиционной культуры как основы стратегической безопасности государства, первоочередной и не терпящей отлагательств задачей является выработка государственной политики в этой сфере и закрепление ее в законе «О государственной политике в сфере традиционной народной культуры».

Необходима разработка и реализация федеральной межведомственной программы по традиционной народной культуре, в которой были бы учтены интересы не только одного ведомства, но различных государственных институций и общества в целом.

Безусловно, традиционная народная культура должна занять важное место и, соответственно, быть достойно представленной в контролируемых государством СМИ.

Оперативное решение этих вопросов позволит в сжатые сроки сформировать единое понимание и единый подход к традиционной народной культуре на всем пространстве страны и с ее помощью начать системное решение множества современных проблем, стоящих перед государством и обществом.