Доклад на Заседании Рабочей группы в Общественной Палате 27 апреля 2009 года
Выделение области народной традиционной культуры основано на трех ключевых категориях, имеющих смысловую взаимосвязь: культура – традиция – народ.
В конце XX – начале XXI веков в России складывается ситуация, когда «область культурной деятельности» отнесена к сфере «обслуживания населения»,формируется упрощенное понимание культуры как формы досуга, «индустрии развлечений», человек постепенно перестает чувствовать себя творцом, созидателем культурных ценностей и становится рядовым членом безликого «общества потребления».
Одновременно возникает осознанное стремление к восстановлению некогда целостной многомерной системы культуры, охватывающей сферы духовной, умственной, художественно-творческой деятельности человека и общества не только в виде «отчужденных продуктов труда», «совокупности достижений», но как непрерывно развивающейся во времени социокультурной среды, в недрах которой только и возможна полноценная созидательная жизнедеятельность общества и личности.
Не требует доказательств тот факт, что культура (а тем более, народная культура) не может существовать и развиваться без опоры на традицию, которая «отражает важнейшую функцию коллективного сознания: закрепление и передачу продуктивных элементов практической деятельности человека, имеющих общественную значимость»[1]. Благодаря традиции сохраняется историко-культурная память поколений, вбирающая в себя информацию, касающуюся всех сторон жизни человека и общества. На основе традиции развиваются и укрепляются системные связи на следующих уровнях:
– человек – природа, мироздание (мироустройство) | – целостность и единство биологического мира и мира материального; жизнь как процесс энергетического обмена, экология |
– ушедшие поколения – родители – дети | – причастность к роду, отношение к родной земле (Родина), национальное самосознание |
– общество – церковь (вера) – государство | – устройство социальной жизни: нормы, законы, нравственные ценности, приоритеты, вера, патриотизм |
Народная музыка, народная словесность, хореография, художественно-изобразительное творчество представляют собой часть народной традиционной культуры и находятся в тесной взаимосвязи со следующими ее составляющими:
– представления человека о мире и его мироощущение
– система образов и языка
– верования, народные знания и умения
– обычаи и нравы
– формы общинной, семейной обрядово-праздничной жизни
– формы хозяйственной, производственной деятельности, народные ремесла, промыслы
До последнего времени область культурного наследия на уровне законодательно охраняемой сферы включало в себя лишь памятники материальной культуры (музейные ценности, архитектурные комплексы, природные заповедники). И только в последние десятилетия мировая общественность обратила внимание на необходимость принятия мер по защите, так называемого, «нематериального культурного наследия». Так, в апреле 2006 года вступила в силу Конвенция об охране нематериального культурного наследия, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО и ратифицированная тридцатью государствами. Конвенция призвана сохранять фольклор и традиции устного творчества, языки, ритуалы и праздники, навыки и обычаи, связанные с природой и окружающим миром, а также традиционные ремесла. Конвенция ЮНЕСКО ставит целью оказывать непосредственную поддержку общинам и группам населения, создающим, развивающим и передающим нематериальное культурное наследие из поколения в поколение.
В России эти положения вызвали широкую общественную поддержку. В федеральную целевую программу «Культура России» включено специальное направление, связанное с поддержкой культуры народов Российской Федерации. Основная проблема вызвана существующим разрывом между системой центров народного творчества, сложившейся на уровне государственного управления культурным процессом, и другими образовательными, научными, общественными структурами, на протяжении многих десятилетий осуществляющими деятельность в области сохранения и изучения традиций народной культуры. Среди этих структур:
– академические научные фонограмархивы и вузовские подразделения, где собраны документальные фонды аудио-, видео-, рукописных материалов, раскрывающие богатство и самобытность культурных традиций русского и других народов, населяющих Россию,
– отделения и факультеты в вузах, работающие по программам подготовки специалистов в области этномузыкологиии, народного художественного творчества, народно-певческого искусства;
– творческие коллективы (центры, ансамбли), составляющие основу общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз», которая ставит своей целью сохранение и воссоздание в подлинном (этнографически достоверном виде) традиций народной культуры.
Эти организации, коллективы и их деятельность оказались за рамками целевой финансовой поддержки и постоянно балансируют на грани исчезновения. В условиях экономического кризиса ситуация обостряется.
Срочного принятия мер требует проблема сохранения и пополнения архивов, поскольку в связи с историческими условиями в ближайшее время именно архивный материал может послужить основным источником информации о подлинных ценностях нематериального культурного наследия народов России.
В 2004 году дирекция государственного учреждения культуры «Фольклорно-этнографический центр» обращалась Архивный фонд Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о придании особого государственного статуса фондам документальных материалов по народной традиционной культуре (фондам фольклорно-этнографических материалов), с учетом следующих принципиальных положений:
1. Фонды фольклорно-этнографических материалов имеют важное историко-культурное значение, поскольку включают уникальные образцы фольклора и содержат информацию о системе исторически-сложившихся культурных ценностей народов России – о нравственных и эстетических идеалах, нормах поведения, диалектах и говорах, обычаях и обрядах, исконных традициях народной художественной культуры в ее аутентичных формах.
2. Материалы каждой коллекции уникальны и неповторимы, так как в записях зафиксирован объем информации, относящийся к опыту и памяти носителей этнокультурной традиции в ее самобытной, локально-определенной форме в тот или иной момент времени.
3. Коллекции фольклорно-этнографических материалов имеют принципиально комплексный, целостный характер и включают осуществленные в процессе экспедиций аудио- и видеозаписи, фотоматериалы, рукописные документы (дневники, рабочие тетради, репертуарные списки и др.), а также предметы материальной культуры (образцы музыкальных инструментов, костюма, предметов быта, приобретенные в ходе экспедиций). Кроме того, в процессе стационарной обработки экспедиционных коллекций формируются следующие виды документов: реестры к кассетам (опись содержания), каталог коллекции (перечень всех имеющихся материалов), материалы систематизации (сгруппированные по видам полученной информации, по географическому принципу и др.), рукописные расшифровки текстов и напевов, базы данных (информационно-справочные системы), составляющие неотъемлемую часть коллекции.
4. Фольклорно-этнографические коллекции неотчуждаемы от их создателей: как правило, они образуются в результате планомерной экспедиционной деятельности государственных учреждений науки, образования и культуры (государственные коллекции), а также в результате индивидуальной исследовательской работы (частные коллекции) и непосредственно связаны с образовательными, культурно-просветительскими, научно-исследовательскими направлениями деятельности организаций и лиц, создающих данные коллекции, служат фундаментальной базой для осуществления работ по изучению, сохранению и включению в современный культурный, научный, образовательный процесс сложившихся в народной традиционной культуре культурных ценностей.
Данное обращение вызвано обеспокоенностью о судьбе фольклорно-этнографических фондов, находящихся на хранении в вузах, музеях и других учреждениях, но не паспортизированных и не учтенных на уровне единого государственного реестра. Работы по созданию, систематизации и сохранению коллекций по народной традиционной культуре должны иметь правовую и финансовую поддержку как на уровне организаций, так и на уровне системы управления. Однако обращение не получило поддержки. Кроме того, было реорганизовано (путем присоединения к Санкт-Петербургской консерватории) Государственное учреждение культуры «Фольклорно-этнографический центр» – единственная федеральная организация, которая целенаправленно осуществляла деятельность по созданию и обеспечению целостности общероссийского фонда фольклорно-этнографических материалов.
В настоящее время представляется особенно актуальным выполнение государственных функций и задач в области сохранения и освоения наследия духовной культуры народов России, русской народной традиционной культуры:
– придание особого государственного статуса имеющимся архивным коллекциям материалов по народной традиционной культуре (фольклору и этнографии); разработка и внесение дополнений к архивному законодательству Российской Федерации в части, касающейся звуко- и видеозаписей фольклорно-этнографического характера (статус коллекций, требования к их паспортизации, условия хранения и др.); разработка дополнений к законодательству об авторских и смежных правах (в части, касающейся прав исполнителя и создателя звуко-, видеозаписи);
– целевая поддержка деятельности научных и образовательных учреждений по проведению фольклорных экспедиций, направленных на пополнение коллекций, экспертизу состояния и поддержку традиций народной культуры в их живом бытовании;
– выделение целевых средств на обеспечение сохранности имеющихся фондов и обеспечения доступа к ним (оцифровку, обработку, монтаж, реставрацию и научное описание имеющихся фольклорно-этнографических коллекций и создание фонда страховых копий; создание на основе современных информационных технологий базы данных об имеющихся собраниях фольклорно-этнографических материалов).
=================================================================
Лобкова Галина Владимировна – заведующая Кафедрой этномузыкологии, научный руководитель Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, доцент, кандидат искусствоведения
[1] Мехнецов А.М. Народно-песенная культура русского старожильческого населения Западной Сибири. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. иск. – Л., 1983. С. 65.