Музыка русской деревни в центре Москвы

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. В сентябре в рамках Международного научного конгресса, посвящённого вопросам фольклористики, состоялся концерт «Песни и наигрыши русской деревни». В уютном зеркальном зале Московского государственного института искусствознания собрались знатоки и любители народного искусства. Насыщенную и яркую программу подготовили два фольклорных коллектива: Фольклорно-этнографический ансамбль Российской академии музыки имени Гнесиных (художественный руководитель — С.Ю. Власова) и мужская группа Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (художественные руководители — Г.В. Лобкова и К.А. Мехнецова).

В концерте были представлены разные жанры народного творчества: свадебные, лирические и плясовые песни, ста́рины, сказки, наигрыши и пляски. География источников оказалась весьма широкой. Публика получила редкую возможность за один вечер услышать музыку Русского Севера, Запада и центральных областей России. Обрядовые песни Людиновского района Калужской области и рекрутскую лирику Владимирского Поочья представил женский коллектив академии имени Гнесиных. А мужской ансамбль Санкт-Петербургской Консерватории воссоздал атмосферу «бесёды» артельщиков в избушке на севернорусском рыбацком промысле. Во второй половине концерта прозвучали песни и пляски, записанные в Новоржевском, Великолукском и Печорском районах Псковской области.

Народная музыка неотделима от контекста своего бытования: обстановки, определенных действий при её исполнении, костюмов. Коллективы и их руководители провели значительную исследовательскую работу при подготовке выступления. Каждый блок концерта предварялся комментариями: руководители ансамблей сообщили публике важные сведения об особенностях поэтических и музыкально-фольклорных текстов, обстоятельствах, в которых могли звучать исполняемые песни и наигрыши, традиционных костюмах и музыкальных инструментах.

Тщательно продуманные детали, вдохновенное профессиональное  исполнение помогли слушателям почувствовать себя реальными свидетелями свадебного обряда, мужской «бесёды» и широкого народного гуляния. Важная особенность традиционного исполнительства — это импровизационность и соучастие. Зрителей даже приглашали выйти поплясать под псковские наигрыши. Один умелец решился на это и был вознаграждён бурными аплодисментами. В финале два коллектива объединились в импровизированной удалой пляске, тем самым воссоздав подлинный дух бытования народного искусства. Ведь только тогда фольклор и живёт по-настоящему, когда его исполняют, в нём участвуют, его любят.

Алина Лексунова