Завьялова О. Народная традиционная культура: жить или не жить?

Музыка и время. 2013. №2. С. 29-30.

С 1 по 5 ноября в Москве прошел VII Международный общественно-культурный форум «Живая традиция», проводимый Российским фольклорным союзом и просветительской инициативой «Походъ».

Первый московский научно- практический форум «Живая тра­диция» состоялся в 2004 году. Таким образом подвел итоги своей 15-лет­ней деятельности Российский фоль­клорный союз (РФС). Сегодня этой ор­ганизации. основанной выдающимся отечественным фольклористом Ана­толием Михайловичем Мехнецовым, уже более 20 лет. За эти годы фоль­клорный союз взял под свое «кры­ло» 900 творческих групп и коллекти­вов из 78 регионов России. В настоя­щее время по ини­циативе и при под­держке РФС поми­мо форума «Жи­вая традиция» про­водятся множество фестивалей с раз­личной тематикой, гуляния на тради­ционные праздни­ки, образователь­ные семинары.

С большим успехом прохо­дит в разных реги­онах России твор­ческая мастер­ская «Фольклор и молодежь», кото­рая в октябре этого года собрала зна­токов, любителей и носителей фоль­клора в станице Каневской Красно­дарского края. Исполнители из мест­ных ансамблей и гости из других ста­ниц и городов с большим интересом и вниманием прислушивались к сове­там маститых столичных фольклори­стов Натальи Николаевны Гиляровой, Екатерины Анатольевны Дороховой и Вячеслава Владимировича Асанова. Во время заседания круглого стола «Роль традиционной культуры на со­временном этапе» участники мастер­ской обсудили актуальные вопросы и пролемы, а руководители коллек­тивов рассказали о наболевшем. И, судя по услышанному, трудности се­годня остаются прежними: хотя и гово­рят чиновники и политики в своих пу­бличных выступлениях о необходимо­сти сохранения самобытного нацио­нального «лица» нашей страны, пря­мых действий для этого практически не предпринимается.

Важной составляющей мастерской стали «смотры» ансамблей, которые проходипи в прекрасной дружелюб­ной атмосфере в большом зале му­зыкальной школы станицы Каневской. Между коллективами из соседних ста­ниц не было и намека на конкуренцию или соперничество. Исполнители с удовольствием пели вместе знакомые песни и искренне радовапись успехам друг друга.

Не менее открытым и друже­любным получился VII Международ­ный общественно-культурный форум «Живая традиция», состоявшийся в Москве и посвященный празднику

Казанской иконы Божьей Матери и Дню народного единства. Программа мероприятия в этом году была как ни­когда насыщенной и разнообразной.

Традиционный круглый стол раз­росся до двухдневной конференции «Фольклорное движение в современ­ном мире», на которой выступили бо­лее 20 докладчиков. Среди выступа­ющих были знаковые фигуры рос­сийской фольклористики из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, такие как Екате­рина Анатольев­на Дорохова, Гали­на Владимировна Лобкова. Интерес­ный доклад «Фоль­клор для горожа­нина: поиски мо­тивации» прочи­тал В.Н. Иванов, а И.В. Клименко рас­сказала о пробле­мах фольклора в Украине и подели­лась опытом про­ведения этногра­фических вечеров в Национальной музыкальной ака­демии Украины.

На нынешнем форуме удалось привлечь к обсуж­дению вопроса сохранения народ­ной традиционной культуры не толь­ко фольклористов, но и представите­лей государственного аппарата. В Об­щественной папате РФ 2 ноября со­стоялись Общественные слушания по теме «Народная традиционная куль- тура: взаимодействие общества и го­сударства». Актуапьность этих слу­шаний подчеркивают слова Прези­дента РФ Владимира Владимирови­ча Путина, произнесенные в сентя­бре 2012 года на заседании совета по культуре и искусству. Он отметил:

«Мы все чаще сталкиваемся и с куль­турной нищетой, с разного рода под­делками и «фастфудом» от культу­ры. И здесь заложены очень серьез­ные риски. В первую очередь они за­ключаются в том. что мы сталкиваем­ся с возможностью потери собствен­ного культурного лица, национального культурного кода, морального стерж­ня. Все это ослабевает и разрушает общество. Обществом, в котором рас­творена культурная традиция, легко манипулировать».

Одна из главных проблем заклю­чается в том, что сегодня у общества и государства отсутствует единое и внятное понимание «народной тра­диционной культуры». Многие жите­ли нашей страны воспринимают куль­туру как форму досуга или индустрию развлечений. И такое понимание воз­никло не случай­но: оно напрямую связано с образом псевдофольклор- ных исполнителей, творчество кото­рых активно осве­щается СМИ. По окончании слуша­ний участниками был сделан вывод, что изменить сло­жившуюся ситуа­цию можно, выра­ботав закон «О Го­сударственной по­литике РФ в сфе­ре народной тра­диционной культу­ры». Среди необхо­димых мер — обе­спечение цено­вым финансиро­ванием фольклор­ные научно-исследовательские цен­тры. курирование на государственном уровне фондов и архивов, организа­ция мониторинга сохранения тради­ции. Если удастся реализовать боль­шую часть из прописанного в резолю­ции. положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Завершила форум обширная кон­цертная программа, в которой приняли участие коллективы, представля­ющие различные традиции русского фольклора. Гости форума, посетив­шие 4 ноября Дом кино, смогли най­ти испопнителей, пришедшихся им по душе. Многие были рады услышать романсы в испопнении Юрия Щерба­кова — участника ансамбля «Станица» из Волгограда. Поразили слушателей своими звонкими голосами статные 

русские красавицы из самарского кол­лектива «Вольница», которые испол­нили вместе с мужской частью ансам­бля песни «Не сокол с орлом слета­лись», «Жавроненок» и другие. Оль­га Никитенко — руководитель ансам­бля «Станица» — решила завершить первую «порцию» концертных высту­плений на патриотичной ноте. Она сказала: «Сегодня время тревожное. Если расслабимся — традиции не бу­дет». После чего ансамбль исполнил «Марш славянки». Услышав первые звуки, зрительный зал встал и начал подпевать коллективу.

В перерывах между концертами можно было приобрести изделия, соз­данные вручную народными умель­цами, полакомиться медовухой и пи­рожками. В фойе Дома кино участни­ки а периодически спонтанно в разных точках здания особо активные гости устраивали свои танцы под гармошку или пение.

В рамках форума отметил свое 30-летие фольклорно-этно­графический ансамбль «Народный праздник». В качестве подарка слу­шателям они подготовипи проект «На грани». Исполнители покорили публику не топько прекрасным пением, но и интересной режиссу­рой, представлявшей собой микст музыкально-театрального действа с видеоэффектами. Самыми силь­ными моментами их выступления стали плач невесты и похоронный причет.

Завершил форум новый концерт­ный проект «За следом…» известного фолк-музыканта Сергея Старости­на. За несколько часов на сцене от­метились представитепи двенадца­ти коплективов: Тамара Смыслова, Борис Базуров, Тридэ-проект, «Вол­га» Анжелы Манукян, творческое объ­единение «Этносфера», «Вороно­во крыло» (Пермь), Варвара Котова и КВАРТЕТ.ру, творческое объедине­ние «Репей» и другие. Практически весь концерт царил самый настоящий авангард. Единственным исключени­ем стала группа «Иван Купала», кото­рая скорее представляет популярную музыку. На фоне коллег они выгляде­ли как претенденты не на высокое ис­кусство, а на корпоративный жанр.

Смысловым центром вечера ста­ли три из «Четырех русских песен» И. Стравинского, которые исполнила бывшая солистка ансамбля Дмитрия Покровского Тама­ра Смыслова. Так Сергей Старостин подчеркнул основ­ную идею этно- проекта «За сле­дом…»: раскрыть историю экспери­ментального твор­чества русских музыкантов на основе фолькло­ра. Композиторы- классики, как и представители нынешнего поко­ления, тоже норо­вили обработать по-своему лучшие образцы народ­ного искусства. И порой достигали удивительных ре­зультатов: русские песни в аранжировке Стравинского прозвучали также свежо и новатор­ски, как и смелые поиски наших со­временников.

Прошедший форум в очередной раз подчеркнуп актуапьность сего ме­роприятия. С каждым годом количе­ство заинтересованных людей увели­чивается, приезжают новые гости из разных уголков нашей страны и даже зарубежья. Особая одухотворенная атмосфера конференций и концер­тов связана с тем, что среди участни­ков форума нет безразличных и рав­нодушных. Люди болеют за свое дело, искренне любят фольклор и старают­ся делать все возможное, чтобы тра­диция продолжала жить. И пока есть такие патриоты, вымирание фольклору не грозит.