Ежедневно аутентичная народная песня сталкивается с агрессивными внешними факторами: с мультикультурной городской средой, целой армией желающих внедрить традиционную песню (вопреки её природе) в чуждый ей урбанистический ландшафт. Существует и другая серьёзная проблема взаимодействия различных культур, стихийно бытующих и соприкасающихся в одной музыкальной среде – аккультурация. Активные возрожденческие действия традиций отдельных регионов, народностей, по мнению интерпретаторов этих традиций, в недалёком будущем могут быть поглощены тенденциями глобализма, раствориться в мультикультурализме, или в т. н. world music. Творчество Сергея Старостина – некая охранная грамота для русской песни. Участник ансамблей и групп самых различных жанрово-стилевых ориентаций («Moscow Art Trio», «Жили-были», сессионные союзы с «Волков-трио» и др. конгломерациями), он в любой «компании» остаётся комфортным ансамблистом и ярким музыкантом с неповторимой индивидуальностью. Его проживание в русской песне стало не просто частью его бытования, – теперь он сам частица традиционной культуры. И порой нелегко определить, где он выносит песню, услышанную и записанную в деревне, а где – авторскую композицию.
Мне приходится слышать, что Сергей Старостин поёт обработки, осовремененные песни, вовсе не аутентичные. Но за что могу ручаться, в чём я уверена, – что с первоисточниками Сергей Николаевич работает по-настоящему, используя аналитический подход и пытаясь не навредить. Хотя даже он сам признаётся, что проблемы интерпретации традиционной музыки есть. В репертуаре Старостина – песни разных российских регионов, и у каждого региона своя специфика. Но абсолютно всем арсеналом технических и выразительных средств овладеть невозможно по целому ряду причин. Начинается работа по освоению эвентуальных способов – ведь даже самая древняя песня должна исполняться и в наши дни!
А как вообще появляются те или иные песни в репертуаре Сергея Старостина? Сергей Николаевич говорит, что песни он отбирает каким-то неведомым ему способом, это что-то… внутреннее, сидящее глубоко в душе. И его внутренний голос словно подсказывает ему: эта песня для тебя, а эта ждёт своего часа… Но одного выбора недостаточно: должно пройти какое-то время, наполнение, насыщение, проживание песни в человеке, и когда уже определённо закончилось это проживание, можно считать, что песня выпестована, созрела, она останется с тобой навсегда. Мне кажется, авторские композиции Старостина рождаются похожим способом: он проживает мир русской песни настолько глубоко, что вследствие этих душевных, музыкальных, эстетических переживаний появляется новое зерно. Сергея Николаевича не только со сцены слушать большое счастье, но и беседовать с ним о русской песне…
Ссылка на статью: Старостин С.Н. Есть такая народная песня… // Музыкальный клондайк. 2019. Апрель.