Ключникова О.А. Доклад в Общественной Палате РФ

02 ноября 2012

О. А. Ключникова

ОБ ОПЫТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО СОЮЗА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера. Освоение наследия традиционной культуры служит творческому развитию личности, укреплению естественных связей между поколениями, консолидации общества. На основе традиционности не только закреплялся весь опыт практической деятельности общества, но и регулировались нормы социальных отношений (семейных, трудовых, половозрастных), всего жизненного уклада.

Российский фольклорный союз — общероссийская общественная организация, был создан в 1989 году во имя изучения и воссоздания фольклорных традиций народов России как неотъемлемой части отечественной культуры и современного культурного процесса. Именно эта цель: оперевшись на культуру народа, на его традиции, с тем, чтобы воссоздавать надежные, традиционные скрепы общества, была поставлена во главу угла деятельности специалистов в те годы, когда рушились и ниспровергались устои жизни. Учредителями Союза стали ученые — фольклористы, этнографы, искусствоведы, лидеры фольклорных студенческих и молодежных групп — те, кто осознал необходимость преемственности культурных ценностей на основе активного познания, комплексного собирания, освоения и популяризации народных традиций в их самобытности и многообразии.

Союз на протяжении многих лет поддерживает интерес к совместной работе ученых и практиков из разных регионов, собирающих и концентрирующих опыт учебно-воспитательной и научно-практической работы, и распространяет его с помощью системы учебных семинаров-практикумов.

На протяжении многих лет Фольклорный союз проводит крупномасштабные фольклорные мероприятия: фестивали, научно-практические конференции по проблемам современного фольклорного движения, творческие мастерские, семинары-практикумы в сочетании с праздничными народными гуляниями и концертами. Подобные мероприятия проводятся при поддержке областных органов культуры и образования. Во главе научных разработок стоят специалисты Санкт-Петербургской и Московской консерваторий и другие члены Правления РФС.

Исходным моментом процесса возрождения культурных традиций служат народные знания, опыт, сохранившиеся до наших дней в памяти людей старшего поколения и охватывающие важнейшие стороны жизни. Это с одной стороны, а с другой — одним из важнейших направлений работы Союза является развернутая система образовательных и просветительских программ, квалифицированная пропаганда народной традиционной культуры.

В программах и проектах специалистов Союза постоянно ведется работа по изучению, обобщению и распространению опыта фольклорной работы с детьми в системе дополнительного образования, ориентированных на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в русле молодежной государственной политики РФ. Воспитание в подрастающем поколении исторического сознания, патриотизма, уважения к национальной культуре, ее традициям и обычаям, нормам традиционной этики – цель этой работы. Российский фольклорный союз входит в Федеральный реестр детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, осуществляя в разные годы совместные планы работы с Минобразования России (Департаментом по молодежной политике и отделом дополнительного образования в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России»). Союз сотрудничает с Фольклорно-этнографическим центром Санкт-Петербургской государственной консерватории, Институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева МК РФ и многими другими структурами федерального и регионального значения.

С 1989 года коллективами Российского фольклорного союза в тесном контакте с профессиональными фольклористами наработан богатый опыт по изучению и освоению локальных этнических традиций. Подход к народной традиционной культуре, достигнутый и принятый в результате активного культурного процесса взаимодействия различных специалистов и любителей-практиков, привёл к тому, что фольклорно-этнографическое направление перестало быть явлением только художественной практики, а стало явлением социокультурным. Законы традиции изучали и осваивали и фольклористы, и исполнители — целая армия любителей народных традиций, для которых собственная народная культура стала остро актуальной и жизненно необходимой. Так был создан Союз, объединивший во главе с учеными неформальные фольклорные группы, которым предстояло осознать это общее дело по сохранению и воспринятию народных традиций не просто как деятельность, но как служение своему народу и Отечеству во имя будущих поколений, принять ответственность перед памятью предков за традицию, которая нам досталась. Вопрос служения лежит в сфере духовной и нравственной работы личности, а совместное, соборное служение людей помогает им обрести национальную идею. Создание нашей организации – Российского фольклорного союза — стало историческим этапом и логическим следствием процессов в фольклорном движении 80-х годов.

С большим трудом пробивая себе дорогу, зарабатывая признание, фольклорные неформальные объединения возникали при кафедрах фольклора, исследовательских лабораториях, реже — в домах культуры, чаще – на кухне и где придется. За 20 лет фольклорные группы, сумели не только приумножиться, но и укрепить свои позиции в государственной системе. В системе образования в системе культуры они занимают уверенные позиции при Домах детского творчества, средних школах, при школах искусств, вновь создаваемых центрах народной культуры, при учебных заведениях среднего звена, таких как музыкальные училища, Домах народного творчества, музеях, Домах культуры, при вузах. Особо нужно сказать про создание программы подготовки этномузыкологов и утверждение стандарта специальности, которое инициировано было С-Петербургской консерваторией и лично ныне покойным профессором А. М. Мехнецовым, президентом и создателем РФС.

Надо сказать, что многие творческие инициативы продолжают существовать на общественных началах, вне системы госучреждений, что особенно характерно для Москвы, где по два десятка лет продолжают оставаться вне государственной поддержки ансамбли «Казачий кругъ», «Народный праздник», «Дербеневка», «Ромода», Образовательный центр «Русские начала». В Москве сложилось особенно трудное положение, ведь у нас нет Дома народного творчества – его создание давно уже назрело. Закрытие такого центра в годы перестройки было ошибкой, признать которую давно пора. Очень обедняет Москву, создает большие трудности для работы таких коллективов, которые не чувствуют своей востребованности.

Отчасти роль такого центра выполняет Правление РФС, проводя праздники, организовывая концерты, семинары и экспедиции с участием этих коллективов – свидетельство тому – нынешний Форум «Живая традиция».

Сегодня мы смело заявляем о том, что создана некая школа, целое направление в области воспитания и культуры, которое называют «фольклорно-этнографическим». Она создана усилиями специалистов, входящих в Российский фольклорный союз, и это уже факт культурной жизни России не признавать который — бессмысленно. Направление, объединенное общностью взглядов, идей, независимо от того, в какой государственной структуре или вне ее работает человек или группа. Оно представлено уже во многих  регионах.

Фольклорно-этнографическое направление дало России новую парадигму в работе с материалом народной традиционной культуры. В ней постепенно открывался потенциал, вырабатывались методы и подходы работы с культурным наследием.

Поскольку была прервана линия естественной передачи, ушли в прошлое многие традиции и держащие ее общественные скрепы, воссоздание механизма преемственности в культуре стало предметом постоянного поиска и экспериментов фольклорных групп и научной работы всего фольклорного сообщества, но все вместе мы пришли к осознанию необходимости сохранить практику воссоздания ценностей культуры, продвигаясь от внешнего к внутреннему, от целого к частному, от звука к диалектному интонированию, от образа костюма к осознанию его этической содержательной составляющей, от точного воспроизведения структуры песни — до мельчайших подробностей и овладения самими законами варьирования, присущими данной традиции.

Сегодня мы можем сказать, что сложились следующие принципы нашей  школы:

Энтузиазм первопроходцев начала 80-х годов, когда массово проявился интерес к НТК, породил  характер сообщества людей, для которых уходящая культура своего народа стала объектом социального служения. Была взята ориентация на освоение ценностей традиционной культуры. Участники фольклорных групп ведут собирательско-исследовательскую работу по сохранению наследия, занимаются воспроизведением и освоением языка традиции, опираясь на собранный материал. Народная культура — средство объединения людей, некий общий язык, на котором они учатся друг друга понимать. Наши ценности: человеческие отношения, семья, любовь к родине, уважение и веротерпимость к другим народам, к которой призывают все традиционные российские конфессии, вопросы отношения к окружающему миру природы, земле на которой живет человек и отношения с соседями. В экспедиционной работе важен не только собранный материал, но непосредственный живой контакт со старшим поколением, выстраивание отношений уважения к учителям — носителям традиционных ценностей, этика отношений. Опора на фольклористов как на проводников, посредников между носителями культуры и молодым поколением также весьма важна. Задачи, стоящие перед современными фольклористами поистине глобальны, и профессия эта сегодня должна быть востребована, как никогда. Необходимо, чтобы и государство, наконец, признало острую потребность общества в фольклористах, ведь национальная идея в общественном сознании без опоры на традиционную культуру проявиться не может.

Принцип самоопределения по отношению к собственным корням и общинный характер этой работы объединял и объединяет людей на этом поприще. А синтез интуитивного, художественного и научного познания традиционной народной культуры позволяет воспринимать НТК как целостную систему, находить  связь школы с современной жизнью. Никто из участников не считает, что занимается каким-то «ретро». Включение в жизнь современного человека, насколько это возможно, празднично-обрядового элемента культуры делает эту культуру для них интересной, актуальной, современной. Это важно для формирования национального характера и типа сознания. Происходит актуализация ценностей, заложенных в материале, с которым работает группа и самоидентификация по отношению к ним.

Одной из важнейших задач, на наш взгляд, является создание инфраструктуры культурных учреждений, мест для традиционного досуга молодежи, центров, клубов, открытие всевозможных мастерских, напр., по пошиву традиционной одежды и т. д., где традиционные ценности являются основным содержанием работы. Следует отметить, что уже складывается иная сценическая эстетика представления традиционной народной песни, обряда, взаимодействия со смежными видами искусств – театром, изобразительными искусствами.

К сожалению, большую досаду вызывает подчас контакт с чиновниками разных уровней, в основном среднего звена, которые не в состоянии оценить современность происходящих процессов, их необратимый характер. Близорукость и неспособность за рутинной работой увидеть живой исторический процесс.

Российский фольклорный союз на сегодняшний день остается единственной организацией, в которой сохраняется понимание целостного подхода к явлениям культуры, он соединяет разорванную связь времен, уходя вглубь традиции, он несет в себе мощный потенциал будущего развития общества, его национальную идею, благодаря новой парадигме воспитания подрастающего поколения на основе традиционной культуры.